Решение проблемы дефицита промышленных кадров – это игра в долгую, которая требует объединения усилий вузов, бизнеса и городских властей. К такому мнению пришли спикеры круглого стола «Завод — дело молодых. Как в Петербурге популяризируют рабочие профессии?». Мероприятие состоялось на полях ПМЭФ на стенде Санкт-Петербурга под эгидой Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

Проблема дефицита «синих воротничков» актуальна как для Санкт-Петербурга, так и для России в целом. По данным директора HeadHunter по Северо-Западному региону Юлии Сахаровой, индекс по рабочему персоналу ниже рынка в целом, что говорит о нехватке кадров. Так, hh.индекс на Урале – от 2,0, в Петербурге – до 3,8, в Москве – 4,0. При этом оптимальная величина индекса 5-8 пунктов. При этом дефицит сохраняется, даже несмотря на рост предлагаемой медианной заработной платы от 20% до 50% для различных рабочих профессий в соотношении год к году.

Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения Санкт‑Петербурга, хорошо осведомлен о проблеме. По его словам, не все компании понимают, как нужно работать с этой задачей и вкладывают инвестиции до того, как создана кадровая модель адекватная сегодняшним условиям рынка. «Важно начинать работу с себя. Устаревшие методы работы с персоналом по схеме “отдел кадров – рекрутинг – подбор” уже не действуют. Только создание систем кадрового обеспечения поможет решить проблему кадрового голода и повысить престиж промышленных профессий», — отметил спикер.

С ним согласен и председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик. «Комитет открыт к сотрудничеству, если заказ на кадры понятен в долгосрочной перспективе. Но простыми короткими инструментами проблему не решить. Нужен системный подход: расширение взаимодействия между вузами и предприятиями, повышение производительности труда, переподготовка кадров. В этом случае через два года можно будет достигнуть баланса, с одной стороны за счет снижения потребности в кадрах, с другой – повышения интереса к рабочим профессиям». Успешный опыт в этом направлении уже есть – город развивает цифровую систему, которая связывает колледжи, занимающиеся подготовкой специалистов по промышленным направлениям, и предприятия реального сектора. Если в 2023 году от студентов таких колледжей было подано чуть более 1900 заявок на практику, то в этом 2024 году их уже более 2600.

Эксперты также отметили, что сегодня промышленные предприятия конкурируют за будущие кадры не только с другими сферами, например, IT, а в первую очередь с теми нишами, где молодые люди могут получить быстрые деньги. В связи необходимо видеть и понимать цели и ценности современного студента, знать его портрет и говорить с ним на одном языке. О том, как это важно рассказала Мария Ососкова, директор Экспертного центра карьеры при Министерстве науки и высшего образования России. «Сегодня студенты имеют высокую насмотренность на работодателей: знают, кто что может предложить, поэтому выбирают компанию по силе и убедительности HR-бренда. При этом значение имеют не только высокие зарплатные ожидания, но и ожидания психологического и физического комфорта на рабочем месте». В этой связи эксперт порекомендовала компаниям обращать внимание на работу с образом работодателя, чтобы студент при первом касании мог сделать нужные выводы.

С тем, что развивать HR-бренд и создавать большую идею не просто важно, а жизненно необходимо согласились эксперты, представляющие бизнес. Алексей Кедрин, председатель правления Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС подчеркнул, что развитие бренда компании как работодателя –  не новая, но, по-прежнему актуальная идея.  «Компании готовы вкладываться временными и финансовыми ресурсами в работу с молодыми специалистами, мы видим это на примере членов Ассоциации, которые реализуют проекты по взаимодействию с вузами, программы стажировки и амбассадорства, строят огромные благоустроенные комплексы для привлечения научных кадров на свои предприятия. Это и есть игра в долгую».

Но если идея и миссия фармотрасли о создании здорового будущего понятна студентам, то работать с образом пивоваренной компании куда сложнее. Об этом рассказала Надежда Овсянникова, старший директор по коммуникациям и устойчивому развитию компании Балтика: «Есть базовые вещи, например, социальный пакет и бесшовное взаимодействие с вузами. Но сегодня этого недостаточно. Молодые специалисты хотят быть частью сообщества, делать что-то значимое и важное. В силу законодательных ограничений и негативного отношения к алкогольной продукции нашей компании сложнее работать с этим. Тем не менее мы формируем идею создания качественного продукта, которым можно гордиться, и вместе с этим меняем майндсет молодежи о пивной промышленности с помощью безалкогольной продуктовой линейки и популяризации спортивных мероприятий. Для современного студента важнее «по любви», чем финансовые ожидания».

Подводя итог дискуссии, модератор круглого стола – директор по связям с общественностью ГЕРОФАРМ Евгения Доморощенкова – отметила: «Сегодня важно объединять усилия и сообща выстраивать стратегию, в том числе коммуникационную, чтобы преодолеть стереотипы и сформировать привлекательный образ реального сектора и работы в нем. Встреча показала, что профессиональное сообщество готово к переходу от слов к действиям для скорейшего изменения ситуации в Санкт-Петербурге».