17 мая на ПМЮФ 2017 состоялась дискуссионная сессия «Регулирование фармацевтического рынка»

Организатором сессии выступила Ассоциация фармацевтических производителей Евразийского экономического союза при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ.

В двухчасовой дискуссии выступили:

  • заместитель Министра промышленности и торговли Сергей Цыб;
  • директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина;
  • начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Тимофей Нижегородцев;
  • председатель правления НП «Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров» Захар Голант;
  • партнер, руководитель юридической практики EY в Санкт-Петербурге Анна Костыра;
  • главный юрисконсульт ГК «Герофарм» Роман Должанский;
  • заместитель Генерального директора по работе с органами государственной власти, BIOCAD Алексей Торгов;
  • коммерческий директор ЗАО «Активный Компонент» Алена Меньшенина;
  • директор по связям с органами государственной власти и правовым вопросам ГК «ХимРар» Дмитрий Галкин;
  • заместитель генерального директора по вопросам интеллектуальной собственности ПАО «Фармстандарт» Дмитрий Зайцев;
  • заведующая кафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, член Экспертного совета Российской академии наук Ольга Беляева;
  • заместитель Председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Иван Складчиков;
  • генеральный директор «ВЕРОФАРМ» Елена Бушберг.

Участники сессии поделились своим мнением о существующих проблемах законодательного и правового плана, о необходимости их решения для успешного развития фармацевтической отрасли; в качестве примеров приводились кейсы правоприменительной и судебной практики отдельных компаний.

Модерировал сессию председатель Правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Дмитрий Чагин.

Эксперт отметил важность Петербургского Международного Юридического форума для обсуждения правовых аспектов Российской фармацевтической отрасли. «Приятно, что наша отрасль выглядит достойный образом и представляет интерес для такого серьезного совместного обсуждения с выдающимися мировыми структурами, которые занимаются вопросами регуляторики, законотворчества. Для нас это не просто площадка для участия, а активный источник воздействия на регуляторику. От Форума ожидаем разумных решений. Любые фактические воздействия законов на людей – то, что мы пытаемся здесь обсудить. Госзаказ, который сейчас выполняет фармпромышленность, — это то, что необходимо людям, то, из чего Министерство здравоохранения формирует свои государственные гарантии», — подчеркнул Дмитрий Чагин.
Также он отметил, что участники прошедшей тематической дискуссии обсудили поддержку отечественных производителей, защиту интеллектуальных прав, вопросы наднациональной политики и регулирования отрасли в рамках гармонизации уже существующих законов. Для фармацевтической отрасли изменилась сама система регулирования. Если до этого рынок фармацевтической промышленности контролировали торговые компании, то сейчас регуляторные взаимоотношения интересны организациям с полным циклом производства.
Рынок лекарственных препаратов России составляет более 1,2 трлн. рублей. В страну возвращаются ученые, которые находят здесь достойную работу, а трудоустройство выпускников по профилю достигает 100%.
Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», к 2018 году не менее 90% позиций из списка жизненно важных лекарственных препаратов должны производиться в России. Показатели, которые сейчас демонстрирует фармацевтическая отрасль, уникальны. Прирост в прошлом году составил 24%, отчасти за счет открытия девяти заводов. Наши компании должны заниматься полным циклом производства», — заключил Дмитрий Чагин.

Председатель правления НП «Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров» Захар Голант выступив на сессии, отметил полное обновление отрасли.
«Если до 2010 года фармацевтический рынок выглядел как сумма торговых отношений, то сейчас мы видим развитие компаний полного цикла. Требования к регулированию отрасли изменились, и рынок не должен адаптироваться к переменам самостоятельно. Регуляторика такой мощной экосистемы, как фармацевтическая отрасль, — задача национального правительства», — сообщил Захар Голант.
Говоря о необходимости усиления правового поля, Захар Голант особо отметил «изменение подхода, формирование новой логики» при формировании в последние годы фармацевтического рынка. «Ранее рынок развивался по дистрибьютерской модели, — отметил он. Теперь «бал» правит производитель». Принятие в России госпрограммы по развитию фармотрасли, государственная поддержка отечественных производителей и появление в России крупных производственных фармкомпаний изменили принципы регулирования рынка, отношение к нему инвесторов, т.к. каждый участник планирует на нем свое долговременное присутствие и соответственно выстраивает свою стратегию на десять лет вперед.

Выступая на дискуссионной сессии «Регулирование фармацевтического рынка», заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб отметил важность нормативных и финансовых инструментов для поддержки предприятий, работающих на этом рынке. «В последнее время в рамках государственной программы развития медицинской и фармацевтической промышленности мы создали целый комплекс механизмов. Их необходимость очевидна: участниками программы поддержки являются более 600 предприятий и организаций различных форм собственности — от научных сельскохозяйственных институтов до промышленных предприятий», — подчеркнул г-н Цыб.

Участники обсудили такие важнейшие для фармацевтической отрасли темы, как определение понятия добросовестной и недобросовестной конкуренции; подходы к определению границ конкурентного рынка и определения его участников; возможности наличия на фармрынке монополии; противодействие обращению фальсифицированной, контрафактной и субстандартной продукции на рынке госзакупок и пр.