Ассоциацией фармацевтических производителей Евразийского экономического союза собраны материалы и подготовлены предложения по совершенствованию государственного регулирования фармацевтического рынка по согласованным приоритетам (специальные инвестиционные контракты, инвестиционные контракты)

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальный инвестиционный контракт – это новый нефинансовый инструмент, который позволит мотивировать бизнес на создание новых производственных мощностей на территории России.

Основные НПА:

— Постановление Правительства РФ «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» от 16.07.2015г. № 708;

— Приказ Министерства промышленности и торговли РФ «Об утверждении формы заявления о заключении специального инвестиционного контракта» от 07.08.2015г. № 2288 (зарегистрированный за № 39192 от 07.10.2015г.).

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – соглашение между инвестором и РФ и/или субъектом РФ и/или муниципальным образованием, в котором фиксируются:

— обязательства РФ и/или субъекта РФ и/или муниципального образования гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и осуществить меры стимулирования деятельности в сфере промышленности;

— обязательства инвестора в предусмотренный соглашением срок создать (или модернизировать) и освоить производство промышленной продукции.

Направлениями СПИК являются:

—  создание или модернизация промышленного производства

— внедрение наилучших доступных технологий

— освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ.

Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль + 5 лет.

Минимальный объем инвестиций — 750 млн руб. (для заключения СПИК с участием РФ)

Фонд развития промышленности выступает в роли оператора по заключению СПИК.

Меры стимулирования для инвестора при заключении СПИК:

  1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для участников СПИК.
  2. Облегченный доступ к государственному заказу, возможность являться поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИК на внеконкурсной основе (ФЗ РФ от 03.07.2016г. №365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.09.2016г.);

Согласно ФЗ № 365-ФЗ, Правительство РФ вправе определить участника СПИК в качестве единственного поставщика товаров для закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Условиями являются:

— СПИК заключен с РФ;

— объем инвестиций превышает 3 млрд. рублей;

— производство товара в РФ осуществляется российским юридическим лицом;

— страной происхождения товара является РФ.

Дополнительными условиями является:

— количество товара, поставку которого производитель осуществляет в течение года по контракту, не должно превышать 30% произведенного товара в рамках СПИК, в течение данного календарного года.

В случае превышения указанного количества товара предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50% стоимости превышения.

Срок, на который заключается государственный контракт, не может выходить за пределы срока действия, соответствующего СПИК.

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении общих требований к порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается и модернизируется и/или осваивается на территории РФ в соответствии со СПИК», предусматривает, что в случае отсутствия государственного регулирования цен, предельная цена ежегодно определяется производителем товара и размещается на сайте производителя, а при отсутствии – на официальном сайте федерального исполнительного органа.

  1. Не ухудшение налоговых условий, возможность снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль, ускоренная амортизация для основных средств (ФЗ от 23 мая 2016 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации»);

ФЗ предусмотрено:

— неприменение положений законодательства о налогах и сборов, ухудшающих условия участников СПИК до даты окончания срока действия СПИК;

— установление налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащей зачислению в федеральный бюджет в размере 0%, при региональном СПИК – возможность снижения размера налоговой ставки до 0%;

Льготы по налогу на прибыль возможны при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта в рамках СПИК, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

  1. Ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя (приказ Минпромторга России от 12.11.2015 №3568 во исполнение постановления Правительства РФ от 17.07.2015г. № 719).

Механизм заключения СПИК:

  1. Фонд развития промышленности, совместно с инвестором прорабатывают и подготавливают заявление с комплектом документов
  2. Минпромторг РФ при участии Фонда развития промышленности, готовит предварительное заключение и согласовывают его со структурными подразделениями Минпромторга, региональными отделами (не более 30 рабочих дней);
  3. Межведомственная комиссия, созданная на основании Распоряжения Правительства РФ от 31.10.2015г. №2213-р , рассматривает проект и принимает решение о возможности заключения СПИК (не более 60 рабочих дней);
  4. Минпромторг РФ при участии Фонда развития промышленности готовят проект, согласовывают со структурными подразделениями Минпромторга и Минфином (не более 10 дней);
  5. Подписание СПИК (не более 20 дней).

 

ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.08.2016 ГОДА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПИК ПОДПИСАН:

ООО «КЛААС» — Краснодарский край, модернизация завода сельскохозяйственных машин КЛААС;

ОДОБРЕН МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИЕЙ (6 комплектов документов):

ООО «МАЗДА – СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус», Приморский край, создание завода по производству предназначенных для экспорта двигателей для моторных транспортных средств;

Концерн «ДМГ МОРИ АГ» — Ульяновская область, строительство Ульяновского станкостроительного завода;

ООО «ГМС» — Орловская область, локализация производства насосов для нефтепереработки;

ООО «Томские технологии машиностроения» — Томская область, освоение серийного выпуска отечественных антипомпажных и регулирующих клапанов, электроприводов и электроприборов;

ООО «ЕвроХим-УКК» — Пермский край, создание промышленного производства: «Усольский калийный комбинат»;

ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» — Волгоградская область,  Горно-обогатительный комбинат по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн. тонн в год 95 процентного KCL Гремячинского месторождения.

НАХОДЯТСЯ НА РАССМОТРЕНИИ В МИНПРОМТОРГЕ (11 комплектов документов):

ЗАО «Биокад» — г. Санкт-Петербург, организация производства биологических субстанций и готовых лекарственных форм;

ООО «Новонордиск» — Калужская область, проектирование, строительство, оборудование и запуск нового цеха по сборке предварительно заполненных шприц-ручек ФлексПен®;

ООО «Хлопчатобумажная компания «Навтекс» — Ивановская область, создание комплексного высокотехнологичного текстильного производства и др.

 

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ДОГОВОР В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Схожим инструментом со «специальным инвестиционным контрактом» существующим в РФ, является «долгосрочный договор» правоприменимый в Республике Казахстан.

Основным НПА является: Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1729 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи».

Срок заключения долгосрочных договоров был увеличен с 7 до 10 лет.

С целью привлечения инвестиций и государственной поддержки отечественных производителей, Единым дистрибьютором ТОО «СК-Фармация» по состоянию на май 2016 года заключено 32 договоров с 19 производителями на поставку 1052 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОГОВОР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О дополнительных условиях для создания (модернизации, освоения) производства товаров на территории Республики Беларусь», предусматривающий «в целях создания дополнительных условий для создания (модернизации, освоения) производства товаров на территории Республики Беларусь», что:

  1. при осуществлении государственной закупки товара, производство которого создано (модернизировано, освоено) на территории Республики Беларусь в соответствии с инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, заключенным на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 “О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.08.2009, № 188, 1/10912; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.11.2015, 1/16099) (далее – инвестиционный договор), либо в ходе реализации проекта, включенного в государственные программы по развитию соответствующей отрасли, утвержденные Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, может проводиться процедура закупки из одного источника по регулируемым ценам и с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Указом.
  2. Решение о проведении закупки из одного источника товара, указанного в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Указа, принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при одновременном выполнении следующих условий:

объем инвестиций, предусмотренный инвестиционным договором, в создание (модернизацию, освоение) производства товара на территории Республики Беларусь превышает 20 миллионов рублей;

производство товара на территории Республики Беларусь будет осуществляться организацией – резидентом Республики Беларусь;

страной происхождения товара, производство которого создается (модернизируется, осваивается) на территории Республики Беларусь в соответствии с инвестиционным договором и/или государственной программой, является Республика Беларусь;

товар является инновационным и ранее на территории Республики Беларусь не производился.

  1. В решении, указанном в подпункте 1.2 пункта 1 настоящего Указа, Совет Министров Республики Беларусь устанавливает в том числе:

порядок определения предельной цены единицы товара, производство которого создается (модернизируется, осваивается) на территории Республики Беларусь в соответствии с инвестиционным договором и/или государственной программой;

заказчика (заказчиков), осуществляющего государственную закупку товара в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего Указа, а также планируемый период, в течение которого заказчик (заказчики) вправе осуществлять такую закупку;

порядок определения цены договора, заключаемого заказчиком (заказчиками) с производителем товара. При этом цена единицы товара, поставка которого является предметом договора, не может превышать предельную цену, определенную в порядке, установленном в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта;

размер доли товара каждого наименования, поставку которого производитель товара осуществляет в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего Указа в течение календарного года, от общего объема производимого им товара в течение данного календарного года. При этом размер доли определяется Советом Министров Республики Беларусь в зависимости от отрасли производства;

обязанность производителя товара формировать и размещать на официальном сайте  отчет о соблюдении требований абзаца пятого настоящего подпункта по форме и в сроки, установленные Советом Министров Республики Беларусь.

  1. В случае принятия указанного в подпункте 1.2 пункта 1 настоящего Указа решения Совета Министров Республики Беларусь инвестиционный договор должен содержать право производителя товара, производство которого создается (модернизируется, осваивается) на территории Республики Беларусь в соответствии с инвестиционным договором, поставлять данный товар в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего Указа.
  2. Производитель несет ответственность за превышение указанного в абзаце пятом подпункта 1.3 настоящего Указа совокупного количества товара в виде штрафа, размер которого составляет пятьдесят процентов стоимости такого превышения.