Меры государственной поддержки фармпроизводителей и вопросы актуализации Плана реализации Стратегии Фарма – 2030 обсуждались на специальной сессии АФПЕАЭС в рамках Российского фармацевтического форума им. Н.А.Семашко в Санкт-Петербурге. В дискуссии, модератором которой выступил председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС Алексей Кедрин, приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева, руководители крупных российских фармкомпаний, эксперты отрасли.
Участники сессии обсудили наиболее эффективные государственные инициативы для развития фармацевтического рынка, необходимость постоянной актуализации уже используемых мер поддержки фармпромышленности, поиск новых. Ближайшими шагами станут обновление правила «второй лишний», создание сервисов государственной информационной системы промышленности «Навигатор мер поддержки» и «База знаний», поддержка конкретных проектов кооперации химиков и производителей АФС, изучение опыта развития фармотрасли других стран.
«Для дальнейшего развития отрасли и совершенствования обращения лекарственных средств, мы, участники АФПЕАЭС, продолжаем конструктивный диалог с регуляторами рынка по своевременной актуализации, детализации утвержденного Правительством РФ Плана», — отметил Алексей Кедрин. Он подчеркнул, что детализации дорожной карты Стратегии Фарма-2030 будет способствовать глубокое аналитическое исследование действующего в России нормативного правового регулирования в области разработки и реализации лекарственных средств. Изучение нормативной правовой базы и успешного опыта зарубежных стран по внедрению эффективных мер государственной поддержки и обеспечению технологического трансфера позволит выявить наиболее эффективные меры государственной поддержки развития инновационной фармацевтической отрасли и оценить возможность и потенциал их внедрения в России.
По мнению участников Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС, прошедший первое чтение в марте текст Законопроекта о регулировании национального режима при госзакупках создает существенные риски. Так, в случае отмены действующей системы преференций (правило «третий лишний» и 25% ценовая преференция) для производителей лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) до принятия единого акта Правительства РФ, устанавливающего правило «второй лишний» при проведении госзакупок, образовавшийся правовой вакуум может существенно снизить темпы локализации, а также отложить реализацию проектов в сфере достижения технологического суверенитета в фармацевтической промышленности.
Важно, чтобы оставалась возможность создания системы преференций, при которой можно применять правило «второй лишний» для препаратов российского происхождения по отношению к препаратам иностранного происхождения, входящих в перечень ЖНВЛП, и при этом дополнительно применять ценовую преференцию в размере 15% для российских товаров с более высоким технологическим уровнем локализации производства перед отечественными товарами с меньшим уровнем локализации.