Ассоциацией фармацевтических производителей Евразийского экономического союза подготовлены предложения по совершенствованию и оптимизации системы ценообразования на лекарственные препараты в Российской Федерации

sistema-cenoobrazovaniya При разработке предложений по оптимизации системы ценообразования на лекарственные препараты в Российской Федерации (в том числе методики расчета предельных отпускных цен производителя) предлагается использование инструментов регуляторных подходов государства в политике ценообразования на лекарственные препараты в зависимости от статуса лекарственных препаратов – находящиеся под патентом (оригинальные) или непатентованные (воспроизведенные), а также инструментов возмещения.

 

Инструменты ценообразования для патентованных препаратов (In-patent):

Контроль цен

Внешнее референтное ценообразование

Переговоры

Прямой контроль затрат

Замораживание и снижение цен

Ценообразование по принципу «издержки+»

Инструменты ценообразования для непатентованных препаратов (Off-patent)

Контроль цен

Внешнее референтное ценообразование

Инструменты возмещения

Положительные и отрицательные списки

Внутреннее референтное ценообразование

Оценка технологий здравоохранения

Соглашения о разделении риска

 

Анализ применения указанных инструментов в международной практике показал следующее.

1) не возможен единый подход и применение одних и тех же инструментов ценообразования ко всем видам лекарственных препаратов и решения всех политических и экономических задач государства, в связи с чем возможен дифференцированный подход при выборе инструментов ценообразования для патентованных и непатентованных лекарственных препаратов, включая использование методов возмещения

2) решение поставленной Правительством и Президентом краткосрочной задачи по нижнему ценовому сегменту возможно не за счет изменения методики ценообразования производителя, а только с изменением подходов формирования цены на уровне дистрибуции (наценки), при чем данный вывод дополнительно подтверждает правильность первого вывода — о дифференцированном подходе при выборе инструментов (способов) регулирования ценообразования в зависимости не только от вида лекарственных препаратов (оригинальные или дженерики), но и от поставленных политических и экономических задач

3) одним из важнейших, а по сути, основополагающим, инструментом ценообразования на лекарственные препараты является Перечень ЖНВЛП и принципы его не только формирования, но и применения.. и снова подтверждается первый вывод о необходимости дифференцированного применения положительных списков лекарственных препаратов, необоснованность, невозможность и неэффективность применения какого-то ЕДИНОГО списка и для госзаказа и для рынка (да даже в рамках самого госзаказа — для стационаров и лекарственного обеспечения льготных категорий граждан)

Таким образом, методика ценообразования может содержать:

для патентованных лекарственных препаратов, закупаемых по государственному заказу, – процедуру переговоров, которая может включать возможность заключения соглашения о разделении рисков, соглашения цена-объем и т.д., соответственно, по итогам переговоров регистрируется предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат и включение данного лекарственного препарата в формируемый в рамках Перечня ЖНВЛП список лекарственных препаратов, закупаемых по государственному заказу;

для патентованных лекарственных препаратов, входящих в Перечень ЖНВЛП, но не закупаемых по государственному заказу – процедуру внешнего референтного ценообразования (по списку стран), соответственно, также регистрируется предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат;

для непатентованных лекарственных препаратов (и закупаемых и не закупаемых по государственному заказу) – процедуру ценовых ограничений.

 

При этом процедуры государственных тендеров формально не указываются в методике ценообразования, но фактически также являются инструментом ценообразования (по лекарственным препаратам, закупаемым по государственному заказу).

Механизмы такого инструмента ценообразования как оценка технологий здравоохранения также формально не указываются в методике, но фактически применяются при формировании Перечня ЖНВЛП и списка лекарственных препаратов, закупаемых по государственному заказу (но могут быть включены и в процедуру переговоров в рамках методики).

Учитывая, что в сфере государственных закупок в настоящее время происходит переход от цены, формируемой на торгах (аукционах), к нормируемой «цене возмещения», может быть рассмотрена возможность разработки рациональной модели ценообразования на основе реферетных цен на лекарственные препараты для медицинского применения с использованием нового института нормирования, а именно, установления предельных цен на лекарственные препараты для медицинского применения.

При этом нормирование как таковое отличается от действующей в настоящее время модели «регистрации предельной цены производителя» тем, что при нормировании цена устанавливается (регистрируется, фиксируется) не в заявительном порядке от производителя, а самим государством в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Все указанные выше инструменты ценообразования могут применяться указанном выше порядке (то есть как при регистрации предельной цены производителя). Однако переход на нормирование цены лекарственных препаратов потребует не только изменение методики ценообразования, но и внесения изменений в Федеральный закон 61-ФЗ (статья 60-61 в части государственного регулирования цен на лекарственные препараты). Кроме того, в соответствии с законодательством в сфере применения нормативного метода установления начальной (максимальной) цены государственного контракта в настоящее время полномочия по установлению предельных цен закреплены фактически за исполнительными органами государственной власти как федерального, так и регионального уровня. Однако, очевидно, что для установления нормативной предельной цены на лекарственные препараты с использованием таких инструментов ценообразования как переговоры, внешнее референтное ценообразование, потребуется наделение полномочиями по определению такой цены единого федерального органа исполнительной власти. Необходимо также отметить, что не «охваченными» нормированием остаются тогда лекарственные препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП, но не закупаемые по государственному заказу. Для таких препаратов может быть оставлен порядок регистрации предельной цены производителя.

Отдельного анализа требует выбор механизма установления надбавок для оптовой и розничной торговли, учитывающий необходимость выполнения поручений Президента и Правительства по нижнему ценовому сегменту.

На краткосрочную перспективу возможно следующее решение задачи по сохранению лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента.

В международной практике для реализации относительно дешевой, крупнотоннажной или габаритной продукции наравне с использованием оптовых и розничных наценок применяются и другие способы регулирования оптовых и розничных цен, например, путем компенсаций (remuneration), здесь существуют следующие виды компенсаций: фиксированная плата (fixed fee) и плата за услуги (fee-for-service). Также в качестве альтернативы оптовых и розничных наценок возможно применение комиссии (а не наценки) для стимулирования продаж определенных видов лекарственных препаратов – обеспечение ассортиментной доступности (препараты низкой ценовой категории, в малом объеме, или для отдельных социальных групп, отдаленных районов).

Возможность предоставления со стороны государства компенсаций при государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предусмотрена пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

В связи с чем может быть рассмотрена возможность субсидирования организаций, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента, принимая во внимание, что указанным субсидированием решаются, как минимум, две задачи: поддержка отечественных производителей дешевых лекарственных препаратов и обеспечение населения такими препаратами.

Для реализации механизма компенсации возможно выделение средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ для предоставления субсидий организациям, осуществляющим реализацию лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента, в целях компенсации государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению. Данное мероприятие может быть включено в План действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденный Правительством РФ 01.03.2016.

Дополнительно в целях реализации механизма компенсации необходимо рассмотреть возможность утверждения на федеральном уровне перечня лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента, при реализации которых предоставляется компенсация за счет средств бюджета и порядка расчета таких компенсаций. Исходя из мировой практики, для стимулирования продаж определенных видов лекарственных препаратов и в целях обеспечения их ассортиментной доступности (препараты низкой ценовой категории, в малом объеме, или для отдельных социальных групп, отдаленных районов), для расчета компенсации применяется, как правило, либо фиксированная плата (fixed fee), либо плата за услуги (fee-for-service).